Исследование провело Национальное рейтинговое агентство (НРА) по итогам первого квартала 2019 года. MoneyMan заняла первую строку рэнкинга по объему портфеля. Он составил 4,6 млрд руб., что больше на 12%, чем за четвертый квартал 2018 года.
Спрос на микрозаймы растет: модель бизнеса микрофинансовых организаций позволяет предоставлять займы различным сегментам заемщиков, отмечает рейтинговое агентство. На рынке продолжается консолидация: число МФО за прошедший 2018 год и первые 3 месяца 2019 года сократилось на 14% до 1994 компаний. Драйвером роста портфелей в 2019 году выступил розничный сегмент. В то же время сохраняется высокий уровень спроса на займы со стороны бизнеса.
Крупнейшие игроки микрофинансового рынка выходят на облигационный рынок – это ключевое событие первого квартала 2019 года. В мае «Онлайн Микрофинанс» (входит в группу ID Finance) выпустила биржевые облигации на 300 млн руб. с переподпиской. Это свидетельствует о высоком доверии инвесторов и положительной оценке перспективности компании и рынка. В первый же день торгов на вторичном рынке бумаги торговались выше номинала.
Выход на облигационный рынок помогает компаниям диверсифицировать источники финансирования, повышать открытость и прозрачность бизнеса и снижать стоимость заимствования. Создание публичной кредитной истории – это инструмент повышения инвестиционной привлекательности для компаний. Поэтапное продолжение публичной кредитной истории позволит эмитенту в перспективе рассчитывать на снижение стоимости привлечения средств с рынка, указывают аналитики НРА.
В первом квартале 2019 года рынок показал, что готов адаптироваться к регуляторным изменениям, замечает генеральный директор MoneyMan Ирина Хорошко. MoneyMan оптимизирует бизнес-процессы и повышает эффективность благодаря новым технологиям. Так, в 2019 году был внедрен модуль взыскания просроченной задолженности, основанный на искусственном интеллекте и увеличена точность программы, которая отвечает за возврат пользователей в сервис, говорит Ирина Хорошко. Кроме того, компания приняла новую маркетинговую стратегию, добавляет она.